Я ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ ВАМ

КРАСОТА

Все люди восхищаются красотой. Мимо нее пройти невозможно, обязательно остановишь свой взгляд, задержишь внимание. Но все чувствуют красоту совершенно по-разному. То, что одному кажется необыкновенным и прекрасным, на другого не производит никакого впечатления. На восприятие всего прекрасного влияет вкус человека, его индивидуальные взгляды, культура, уровень его развития.

Красота - это свойство предмета или явления быть наблюдаемым как приятное, эффективное, интересное, гармоничное, сложное, неразделимое, ценное, значительное и т. п.

Красота - это субъективное понятие, характеризующее нечто, обладающее набором качеств или свойств, которые доставляют человеку эстетическое удовольствие, затрагивающее зрение, слух, обоняние или осязание, а также вызывающее внутренние, душевные переживания.

Красота – это эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. Ее противоположностью является уродство.

Понятие о красоте, о красоте человека в частности, одно из наиболее трудных для определения и точной формулировки не имеет, так как для любого человека под красотой понимается что-то свое, особенное, подчас не понятное другим. Красота не имеет определенных критериев, стандартов и классификаций.

Красота играет огромную роль в жизни человека. Воздействуя на человека, она пробуждает в его душе самые светлые и возвышенные чувства, делает его добрее, благороднее, развивает в нем стремление творить, создавать новую красоту на радость людям.

КРАСОТА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Со времён античности понятие красоты является одним из важнейших в философии восприятия бытия. Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения.

Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному. Платон положил начало двум наиболее значительным концепциям Красоты, разработанным в последующие века:
- красота как гармония и пропорциональность частей (восходящая к Пифагору);
- красота как сияние, описанная в диалоге Федр и повлиявшая на идеи неоплатонизма.

В философии Платона красота в реальном мире являлась воплощением идеи красоты из мира идей и представляла собой прекрасное в вещах и предметах, эта идея нашла воплощение во всех последующих философских парадигмах.

На более зрелой стадии развития средневековой мысли Фома Аквинский скажет, что для Красоты необходима не только надлежащая пропорциональность, но также целостность (то есть каждая вещь должна иметь все составляющие части, а увечное тело считается уродливым), сияние (ибо прекрасным считается то, что окрашено в чистый цвет), пропорциональность или созвучие.

В христиански ориентированных учениях в качестве Красоты выступает сам Бог, он и выступает источником красоты в мире.
У Гегеля и Гартмана красота выступает в качестве безличного Абсолюта, который содержится в предмете.

Красота может восприниматься как реализация гармонии в реальном мире. Красота воспринимается и в эмпирическом понимании — «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям» (Н.Г. Чернышевский), или пониматься во вне эмпирическом аспекте в теологическом ключе — соответствия целям человека, или утилитарно — возможность удовольствия для наибольшего числа людей.

Красота наряду с благом (добром) и истиной является важнейшей человеческой ценностью. Критерием красоты является особое, эстетическое чувство, переживание. Это субъективный критерий, но в нем два составляющих компонента: общезначимый и индивидуально – личностный. Общезначимость не распространяется на все человечество. Красота не является общечеловеческой ценностью. То, что считают красивым одни народы, поколения и различные социальные группы, другие народы, поколения и группы могут не считать. В этом смысле красота – относительна. Нет абсолютных эстетических ценностей. Но есть абсолютная общечеловеческая способность отличать красивое от безобразного. Она называется эстетическим вкусом.

То, что критерием красоты выступает чувство, делает невозможным логическое, рациональное определение понятия красоты. Она переживается, но логически не определяется в абстрактных понятиях. Все попытки в этом направлении оканчивались неудачей. В иррациональности красоты нет ничего мистического, как нет мистического в иррациональности любого чувства или такого понятия как «мнимое число» (квадратный корень из минус единицы) в математике. Иррациональное так же объективно существует и функционирует, как и рациональное.

Невозможность дать исчерпывающее логическое определение красоты не означает, что нельзя указать на целый ряд признаков, объективно присущих способности переживать. Одним из таких существенных признаков оказывается способность «схватить» в воспринимаемом (или представляемом) единство в многообразии. Такое единство вносит порядок в многообразие, делает сложное относительно простым. Свой вклад в единство вносят такие объективные качества как органическая целостность, целесообразность, симметрия, пропорциональность, ритм и др. Указанные свойства сами по себе, независимо от человека, не являются красотой. Они выступают как объективные предпосылки, условия для формирования в сознании (и бессознательном) воспринимающего (или представляющего) человека феномена красоты.

Красота природы

Прекрасна и удивительна природа, которая нас окружает. Но вся ее неповторимая красота и прелесть открывается лишь тому, кто пытливо вслушивается и внимательно всматривается в нее, кто бережно к ней относится.

Красота природы вызывает у человека комплекс позитивных чувств: безопасность, спокойствие, расслабленность, доброжелательность, тепло, свободу, счастье. Мы часто не замечаем, какое красивое лазурное небо и вечерняя заря, мерцание звезд и шелест деревьев в лесу. А сколько красок природа использует для того, чтобы показать красоту осени! Красивы и дикие цветы в поле, и чистый ручеек, струящийся среди скалистых гор, и заснеженный лес, сверкающий миллионами искорок в лучах зимнего солнца. Все это естественная красота природы, в которой все гармонично и прекрасно.


Красота природы

Красота в искусстве

Красотой обладают и бесценные произведения искусства — великие музыкальные шедевры, картины выдающихся художников, памятники зодчества. Она оценена и подтверждена историей, веками, жизнью. Именно красота — истинная, неоспоримая — является главным критерием значимости таких произведений. Те произведения, в которые автор вкладывает всю свою душу, по-настоящему красивы и поэтому бессмертны. Кто то их понимает, а кто то и нет, о них могут спорить, по-разному трактовать и оценивать, но к ним невозможно относиться равнодушно, так как они задевают глубинные струны человеческих душ.

У каждого человека свое понимание прекрасного. Кто-то восхищается портретами Рембранта, а кто-то — пейзажами Левитана. Есть ценители древнего искусства и классической школы, а есть приверженцы модернизма. Но тот, кто сам не обладает внутренней красотой, в ком не живет понимание прекрасного, не сможет оценить ее ни в какой сфере жизни, потому что искусство призвано возвышать человека, проявлять в нем самые лучшие стороны, показывать его собственную духовную красоту.

Человечество всегда будет восхищаться гениальными людьми, такими, как Леонардо да Винчи, Ломоносов, Рафаэль, Лев Толстой. Все свои знания, умения, любовь они направили на благо человечества. Мы восхищаемся красотой полотен Леонардо да Винчи и Рафаэля. Когда звучит классическая музыка, нам становится спокойно или тревожно, радостно или грустно. Встреча с прекрасным пробуждает в нашей душе высокие светлые чувства. Эти чувства долго не покидают нас, тревожат душу, появляется желание быть лучше.

Часто красота в искусстве сопряжена с рядом литературных и музыкальных произведений, которые становятся неким созвучием живописи. Понимание красоты всегда будет неразрывно связано именно с искусством, и именно искусство всегда будет побуждать в каждом человеке художественное начало.


Красота в искусстве
Красота в математике

Известный современный математик Г. Харди считает красоту высшей целесообразностью с математической точки зрения. Еще Пифагор и Платон усматривали красоту в числовых соотношениях. Согласно Платону «мера» и симметрия есть первооснова красоты. Греки разработали ряд интересных теорий понимания прекрасного. Так, пифагорейцы утверждали, что мир построен по законам математики, поэтому прекрасное — это свойство меры и числа, а гармония заключается в математических отношениях составных её частей и означает их созвучие, единство.

КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА

Красивый человек - это человек гармонически развитый. В человеке все должно быть прекрасно. Это значит, что должна существовать гармония между телом и душой, мыслями и поступками, стремлениями и образом жизни. Именно такого человека окружающие назовут по-настоящему красивым.

Не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, зависть, жестокость, жадность, подлость или лицемерие. Все эти низкие качества обязательно наложат свой отпечаток даже на самое идеальное и красивое лицо.

Физическое совершенство поистине прекрасно только тогда, когда оно сливается с духовной красотой человека. Красота порождает любовь, любовь же творит мир по законам красоты. Красота может даровать надежду отчаявшемуся, может обогатить человека цветами прекраснейших чувств.

Понятие о внешней красоте весьма субъективно. То, что воспринимается как красота одним народом, может означать едва ли не уродство для другого. С течением времени идеал красоты также меняется. Например, в Европе мода на миниатюрную, точеную «античную» женскую фигуру сменилась в Средневековье модой на «рубенсовские» пышные формы, а в 20-ом веке возникла мода на пресловутые 90-60-90.

Исследования, проведенные в настоящее время, показали, что на собеседовании с работодателем, получают работу чаще те, кого считают привлекательными лица, проводящие это собеседование. Суровая правда заключается в том, что современное общество часто воспринимает красоту как нечто чисто внешнее, как правильность черт и респектабельную наружность. Да, красота внешняя – великий дар и великая сила, не каждый был благословлен благоприятной генетикой, но это жизнь, и мы все должны играть по ее правилам.

ЭТАЛОНЫ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЫ

В Древнем Египте эталоном женской красоты служила стройная и грациозная девушка, высокого роста, с увесистой и пышной прической, с относительно широкими плечами, узкой талией и не очень широкими бедрами. Особое внимание уделялось лицу - необходимо было иметь тонкие черты лица, но в то же время пышные губы и крупные глаза.

В Элладе эталоном женской красоты считалось женское лицо с прямым носом, невысоким лбом, с большими глазами голубого цвета и с их широким разрезом, веками дугообразной формы. Волосы укладывали в узел или завязывали на затылке лентой. Эталоном фигуры была Афродита с ростом – 164 см, окружностью груди – 86 см, талии – 69 см, бедёр - 93 см.

Древний Рим перенял идеалы женской красоты в Элладе и дополнительно возвел в культ ягодицы. До наших дней дошли копии статуи, считавшейся идеальным воплощением женских ягодиц - Афродита Каллипига или иначе Афродита Прекраснозадая.

В Средневековой Европе биологически красивая женская фигура перестаёт быть эталоном. Красивых женщин стали считается ведьмами, преследовать и сжигать. Дополнительными признаками ведьмы считались: вес менее 55 килограмм, родимые пятна, рыжие волосы, косоглазие. Идеалом того времени считается анемичная женщина с высоким лбом, невыразительными чертами лица и маленькой грудью.

В эпоху Возрождения эталоном красоты становятся высокие девушки и женщины с пышными формами, - крупная грудь, пышные бёдра, полные шея и плечи. Самым красивым цветом волос был золотисто-рыжий. В коже ценилась белизна. Грудь была одним из основных предметов воспевания и изображения на картинах.

В настоящее время при описании эталона женской красоты большая доля опрошенных представляли её стройной, с длинными волосами и большими глазами. Мужчины больше значения придавали цвету волос и глаз. Женщины отмечали такие важные факторы как внешняя опрятность, ухоженность, а также аккуратность. В итоге получился следующий портрет красивой женщины: рост от 158 до 175 сантиметров, вес от 48 до 64 килограмм, стройная и пропорциональная фигура, большие, яркие, выразительные глаза зеленые или карие, ресницы пушистые и густые, волосы густые здоровые, губы чувственные, руки и ногти ухоженные, кожа гладкая чистая. В последнее время наблюдаются изменения в представлениях о красивой фигуре — это нормальная, «здоровая» женская фигура.

ЭТАЛОНЫ МУЖСКОЙ КРАСОТЫ

В Элладе идеалом мужчины был атлет, у которого были пропорциональное сложение и мощные упругие мускулы. Типичным примером является фигура Геракла, - тяжелоатлета, с мощным торсом, мощной шеей с широким основанием, плоским животом квадратной формы, чрезвычайно развитые мышцы бедер и боков, талия не выражена, немного приземистого и коренастого.

Идеалом античной мужской красоты может служить профиль Александра Македонского, который ввёл моду на бритьё бороды (ранее это было не принято и считалось признаком варваров) для демонстрации мужественного подбородка и прямого греческого носа.

В эпоху возрождения идеалом мужского телосложения становится модель предложенная Леонардо да Винчи - Витрувианский человек, написанный мастером в 1490-92 годах. Такое название было дано по имени античного римского архитектора Витрувия, который дал пропорциональное описание человеческого тела. Эти пропорции почти полностью соответствуют современным представлениям.

ДУХОВНАЯ КРАСОТА

В современной культуре помимо физической красоты сформировалось представление о нравственной, духовной красоте человека. Эта категория применима к людям независимо от их пола, возраста и определяет отношение к честности, мудрости, уравновешенности, порядочности человека. Для детей, подростков и молодых людей в это понятие также включаются такие характеристики, как «неиспорченность», «невинность» и другие.

«Внутренний мир человека» или красота духовная - это его личные качества, которые практически невозможно определить по внешнему облику. Они проявляются в действиях, поступках, при непосредственном общении. Доброта, искренность, отзывчивость, надежность, интеллектуальность - это лишь небольшая часть списка тех качеств, которыми может обладать человек. Естественно, что каждый человек ценит в других людях определенный набор черт личности, в соответствии с которыми он и старается подбирать спутника (спутницу) жизни, свой круг общения.

Но есть определенный набор качеств, которые ценились во все времена. Это порядочность, ответственность, честность, смелость, умение сопереживать. Именно сочетание этих качеств и позволяет говорить о человеке внутренне красивом. Именно в этом и проявляется духовная красота человека, его истинная сущность.

Чтобы стать духовно красивым человеком, нужно много и упорно работать над собой, уделять много времени своему развитию и приобщаться к культуре. Только углубившись в мир искусства, вы научитесь различать, что же прекрасно на самом деле. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Время меняет людей как физически, так и внутренне, внешность не остается с ними навсегда. В то время как духовная красота человека будет с ним вечно. Поверхностная красота не способна произвести сильное впечатление и, стремящиеся во что бы то ни стало получить красивое лицо и идеальное тело с помощью инъекций и различных чудес пластической хирургии, навряд ли добьются всеобщего почитания.

ИСТИННАЯ КРАСОТА

Истинная красота — это гармония внешней и духовной красоты, это физическое и духовное здоровье гармонично развитой личности и это максимальная естественность. Под естественностью понимается отсутствие лжи и лицемерия, а не разнузданность и делание того, что хочется.

Истинная красота проста и безыскусна. Когда вы встретите такого человека, то заметите, что он ни на кого не стремится произвести впечатление. Естественная красота его души стала видна всем, кто хочет это видеть и кто стремится к красоте не искусственной, коей является наша внешняя оболочка, а к подлинной естественности в своем высшем проявлении.

Истинная красота человека – это его духовная красота, горячее, доброе сердце. Если один человек готов сделать для другого всё, отдать самое дорогое, отозваться на любую просьбу, помочь в любых ситуациях, не думая о благодарности, то это и есть истинно красивый человек.