Я ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ ВАМ

ПСИХОЛОГИЯ: ОТРАСЛИ И ВИДЫ ЗНАНИЙ

Психология – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Психология (psychology) – наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Она оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека.

Психология — это наука, которая ставит своей главной целью познание души человека и её врачевания и успокоения. Главная цель практической психологии - делать людей счастливыми путем познания собственного «Я» и примирения, как с собой, так и с другими людьми.

Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр. psyche - «душа» + logos - «понятие», «учение»). В наше время часто вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика, а также мозг человека - это самая высокоорганизованная известная нам материя.

Основное отличие психологии от психиатрии заключается в том, что последняя имеет дело с различными нарушениями, отклонениями нормальной работы психики и занимается их лечением, а психология помогает нормальному человеку со здоровой психикой определиться в различных проблемных житейских ситуациях, дает ответы на вопросы, как быть и что делать дальше.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни дома, ни на работе. Чтобы продать себя или произведенный продукт, иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, нужны психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная ее основы, можно избежать многих ошибок в жизни.

Психология является важной составляющей жизни человека, ведь наша жизнь полна стрессов и переживаний, которые расшатывают нервную систему. Множество факторов влияют на психику человека, в первую очередь - это возраст, ведь в течение всей жизни любого человека преследуют различные проблемы психологического характера.

Важная особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача не менее грандиозная, чем освоение космоса. Познавая себя, человек будет изменять себя. Новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Цель психологии как науки — это дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации, так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает или не делает.

Предмет психологии

Предмет психологии менялся в ходе формирования ее как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки. Спор о предмете психологии не завершен и сегодня. На протяжении всей современной истории психологии ведутся споры о том, что считать предметом науки. Из-за неопределенности предмета, психология страдает отсутствием строгих методов и законов. Такая ситуация складывается потому что уровень развития знаний о психике находится еще только на самых первых стадиях. С развитием новых гуманитарных и точных технологий следует ожидать и развития, а также пополнения знаний о психике. Может быть тогда, психологи и исследователи придут к общему знаменателю в этом вопросе.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент, — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией очень широк.

В настоящее время есть два взгляда на предмет психологии. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Основные принципы психологии

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы. Основными методологическими принципами психологии являются:

1. Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования.

2. Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

3. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

Объект психологии

Объект психологии - это человек. Любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, поэтому психология среди всех наук находится на особом положении, так как в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Человек является одновременно и объектом познания и познающим. Благодаря этому в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Задачи психологии

Задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:
- изучение механизмов психических явлений и процессов;
- анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;
- использование полученных знаний для повышения эффективности различных отраслей практики;
- быть теоретической основой практики психологической службы.

Методы психологии

Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относятся:

1. Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.

2. Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.

3. Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса, который может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.

4. Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

1. Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы.

2. Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.

3. Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов.

4. Математическая статистика, которая выступает как средство повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психологию можно разделить на две отрасли: фундаментальную и прикладную.

Фундаментальные отрасли имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, воображение, внимание, представления, мышление, память, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, характер) и психические состояния.

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят: психология развития, педагогическая психология, социальная, медицинская, юридическая, инженерная, спортивная, психология труда и многие другие.

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
- психология развития рассматривает рост и развитие человека на продолжительности всей жизни. Теории посвящены рассмотрению познавательных способностей, морали, социального функционирования личности и других сфер жизни;
- педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
- социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
- медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
- юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
- инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;
- спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;
- психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:
- житейская психология;
- научная психология;
- практическая психология;
- искусство;
- парапсихология.

Житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Вторым источником психологических знаний является наука. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности... Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Научную психологию еще нередко называют академической.

Третий источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Она изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста.

В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами являются писатели, художники, актеры.

В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, "что" изображают, но и то, "как" это делают. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя.

Пятым источником психологических знаний является парапсихология, которая относится к типу эзотерических знаний. "Эзотерическое знание" буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К нему относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания.

Применение психологических знаний

Знание психологии человека - это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знания о психологии дают человеку ряд преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым.

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: бизнес, семья, дружба, любовь, учёба, наука, работа, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. А то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. Безусловно, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически везде и всегда.

Если вы активны и интуитивны и у вас нет сильных кризисных ситуаций, то вам предпочтительны тренинги по интересующим направлениям. Только не стоит долго зацикливаться на одном тренинге или системе. Это ограничит ваш рост и вы потеряете время. Важный параметр правильной работы — это рост вашей независимости, внутренней силы, понимания своего вектора в жизни и духовном развитии.

В острых случаях всегда следует оперативно обращаться к мнению специалиста, это даст возможность не запустить процесс и сохранить психическое и физическое здоровье.


 Партнерская программа Натальи Шик