Я ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ ВАМ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Само название науки «социальная психология» говорит о ее тесной связи и с социологией, и с психологией. Как отечественные, так и зарубежные исследователи по разному понимают ее место в системе наук. Одни из них считают, что социальная психология целиком входит в систему психологических наук. Другие, наоборот, включают ее в состав социологии. Третьи полагают, что она является объединяющей, рассматривающая проблематику, которая должна изучаться и психологами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций.

Социальная психология (англ. social psychology) - научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Она исследует мысли людей друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу.

Социальная психология является наукой, которая находится на стыке психологии и социологии, поэтому и изучает аспекты, характерные для этих обеих наук.

Предмет и объект социальной психологии

Социальная психология изучает:
1. Личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей.
2. Социальные группы в обществе: психические характеристики групп, проблемы внутри групповой динамики, внутри групповых и межгрупповых отношений. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая групповой разум, групповую волю, групповое решение.
3. Социальную психику или массовидные явления психики: психологию классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок, общественное мнение и психологический климат, массовые действия и эмоциональные групповые состояния. Изучаются традиции, обычаи, мода, мораль, нравы.

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В истории социальной психологии можно выделить три периода:
Первый период (VI в. до н. э. – середина XIX в.) - накопление знаний в сферах философии и общей психологии.
Второй период (50-е годы XIX века – 20-е годы XX века) - выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания.
Третий период (20-е годы XX в.) - оформление социальной психологии в экспериментальную науку и ее современное развитие.

В середине XIX века социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 году Г. Штейнталем и М. Лацарусом «Журнала по этнической психологии и языкознанию».

Началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 год, когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях, которых содержался термин «социальная психология».

После Первой мировой войны в США и в других странах велась разработка социально-психологических проблем в производстве, армии, пропаганде и т. п., а также общих методологических принципов построения социальной психологии как экспериментальной науки.

В 1920 - 1940-е годы социальная психология постепенно превращается в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей.

Среди различных подходов, появившихся в 20 - 30-е годы, следует отметить социометрический метод Морено, уроженца Румынии, получившего высшее образование в Вене и с середины 20-х годов работавшего в США. Этот метод, обнародованный им в 1933 году, предназначался для измерения динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено, межличностные отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты человеческой жизни.

К концу 30-х годов социальная психология достигла своего наибольшего развития в США. В эти же годы начинает проявляться все более отчетливая тенденция привлечения социальных психологов к решению прикладных задач, главным образом, в сфере деятельности индустриальных организаций.

Огромное влияние на развитие социально-психологического знания оказала Вторая мировая война. По заданиям нескольких военных ведомств США было проведено большое количество социально-психологических работ, охвативших широкий круг проблем.

Важной вехой в развитии социальной психологии считается выход в свет в 1968 году пятитомного «Руководства по социальной психологии». Этот фундаментальный труд до сих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания. Его последнее дополненное издание вышло в свет в 1985 году.

В 1960 - 1990-е годы внутри социальной психологии начинают зарождаться и продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др.

В течение двух последних десятилетий наблюдается активизация социально-психологической науки в ряде стран Западной Европы. Все большее число исследователей начинают отходить от научных стандартов, заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою теоретическую и методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив развития социальной психологии на иных, чем в США, основаниях.

К сожалению, в СССР социальная психология в 1930 - 1950-е годы по политическим причинам практически не развивалась. Сегодня социальная психология и у нас в стране, и за рубежом востребована во всех сферах жизнедеятельности людей.

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Структура социальной психологии определяется, прежде всего, объектами, сферами человеческой деятельности и методами исследования. В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются следующие разделы:
Социальная психология личности.
Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений).
Психология малых групп.
Психология межгруппового взаимодействия.
Психология больших социальных групп и массовых явлений.

В зависимости от конкретной области социальной деятельности одно и то же социально-психологическое явление приобретает более или менее выраженную специфику. Одно дело — общение друзей, другое — общение продавца и покупателя, и совсем иное дело — общение руководителя с подчиненным. Разумеется, в каждом из этих случаев будут проявляться некоторые общие закономерности общения, но очень многое в его содержании и характере протекания будет определяться именно особенностями соответствующей человеческой деятельности. В связи с этим социальная психология дифференцируется на такие отрасли, как:
Социальная психология труда.
Социальная психология управления.
Экономическая психология.
Политическая психология.
Этническая психология.

Наряду с указанными выше отраслями социальной психологии можно с достаточным основанием говорить и о других ее ответвлениях, например о социальной психологии науки, культуры, образования, религии, права, семьи и брака, искусства, торговли, спорта и т. д.

Социальная психология, как и другие науки, подразделяется на теоретическую, эмпирическую (а том числе экспериментальную) и практическую (прикладную).

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Одной из главных задач является изучение явлений, происходящих в обществе. Для этого анализируются проблемы общественных установок, социализации, а также характеристики социальных общностей. Другими задачами социальной психологии являются:
- исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе;
- изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
- механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
- социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
- создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
- массовые психические явления;
- дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
- исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
- исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.).

В социальной психологии человек рассматривается, как субъект социальных отношений. Его сознательная деятельность является качеством, определяемым включенностью во взаимодействие с социумом.

Основные психологические направления в социальной психологии.

Бихевиоризм, позднее необихевиоризм, - поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В.Павлов, В.М.Бехтерев, Д.Уотсон, Э.Толмен, Б.Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. При этом само понятие поведения трактовалось достаточно широко - от простых реакций организма на стимулы окружающей среды до сложных, опосредованных реакций, обусловленных социальным опытом человека.

Психоанализ. Разработка психоаналитического направления в психологии связана прежде всего с именем З.Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении.

Когнитивизм (лат. cognitio – познание) - направление психологии утверждающее, что каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы. Оно ведёт своё начало от гештальтпсихологии и теории поля Курта Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида.

Интеракционизм (англ. interaction - взаимодействие) - направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Джорджа Герберта Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»), и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методы социальной психологии заключаются в способах познания главных социально-психологических явлений, закономерностей и нацелены на совокупность показателей, раскрывающие их. Они имеют свою классификацию и подразделяются на четыре группы:
1. Методы эмпирического исследования.
2. Метод моделирования.
3. Методы управленческо-воспитательного воздействия.
4. Методы социально-психологического воздействия.

К методам эмпирического исследования относятся: наблюдение, эксперимент, социометрия, анализ документов, тесты, опрос, групповая оценка личности.

Моделирование в социальной психологии развивается в двух направлениях.
Первое – это техническая имитация процессов, механизмов и результатов психической деятельности, т.е. моделирование психики.
Второе – это организация и воспроизведение какой-либо деятельности, посредством искусственного создания среды этой деятельности, т.е. психологическое моделирование.

Метод моделирования позволяет получить множество самых разных достоверных социально-психологических сведений о человеке или группе людей. Например, для того, чтобы узнать, как сотрудники вашей организации будут действовать в экстремальной ситуации, смоделируйте ситуацию возникновения пожара: включите тревогу, оповестите сотрудников о возгорании и наблюдайте за происходящим.

Под управленческо-воспитательными методами подразумевается совокупность действий (мыслительных или практических) и приёмов, выполняя которые можно достигнуть нужных результатов. Это своеобразная система принципов, которая даёт установку на организацию продуктивной деятельности.

Влияние методов воспитания проявляется через непосредственное воздействие одного человека на другого (убеждение, требование, угроза, поощрение, наказание, пример, авторитет и т.п.), создание специальных условий и ситуаций, вынуждающих человека проявить себя (выразить мнение, сделать какое-то действие). Также влияние оказывается через общественное мнение и совместную деятельность, передачу информации, обучение, получение образования, воспитание.

Методы социально-психологического воздействия - это совокупность приёмов, оказывающих воздействие на потребности, интересы, склонности человека, его установки, самооценку, эмоциональное состояние, а также социально-психологические установки групп людей.

При помощи методов социально-психологического воздействия можно оказывать влияние на потребности людей и их мотивацию, изменять их желания, стремления, эмоции, настроение, поведение. Умело используя данные методы можно менять взгляды людей, мнения и установки, а также создавать новые. Оказывая правильное социально-психологическое воздействие на человека, можно обеспечить максимально благоприятное положение человека в обществе, сделать его личность более устойчивой к воздействию различных факторов, сформировать у него здоровое мировоззрение и отношение к людям, миру, жизни.

Место социальной психологии в системе научного знания

Возникнув на стыке наук (психологии и социологии), социальная психология до сих пор сохраняет особый статус, который приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин включает ее в свой состав. Одна из причин такого положения – история развития социальной психологии, которая складывалась в недрах этих наук. Другой причиной неоднозначности положения научной дисциплины является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки и здесь можно выделить четыре позиции:
1. Социальная психология есть часть психологии, которую интересует социальная проблематика, поэтому она опирается больше на методы социологии.
2. Социальная психология есть часть социологии, ее интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе, и она более ориентирована на традиционные для психологии методы.
3. Социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии.
4. Социальная психология занимает область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой.

Вопрос о разграничении очень сложен, само понятие «границы» весьма условно и зависит от понимания предметов, как психологии, так и социологии.